Разновидности пиал Цзяньчжань
Пиалы разновидности Яобянь — редкое сокровище, которое нельзя создать, но можно лишь случайно «встретить», отчего мастерам-гончарам порой приходилось искать этой «встречи» всю свою жизнь.
Некоторые считают, что слово «Яобянь» (кит. 曜变, пиньинь Yàobiàn) — японского происхождения, однако исследователь Ма Вэйду1 в одной из своих статей отмечает, что оно изначально является китайским, просто со временем вышло из употребления, а вместо него для обозначения таких пиал стали использоваться термины «Хаобянь» (дословно «Переливающийся как шерсть»), «Ибянь» («Меняющийся») и «Яобянь» («Трансформирующийся после обжига в печи»), которые, как считается в научных кругах, обозначают одно и то же. У некоторых авторов раньше можно было встретить суеверное мнение, что до начала обжига пиал в печи совершался ритуал принесения в жертву крови девственника и девственницы, которую капали на пиалы, после чего кровь застывала на поверхности, создавая узор Яобянь.
Все три подлинные, передававшиеся из поколения в поколение пиалы Яобянь — так называемые «Три бесподобные пиалы Яобянь» (кит. 曜变三绝碗, пиньинь Yàobiàn Sānjuéwǎn) — ныне находятся в Японии, одна — в музее Сэйкадо Бунко в Токио, другая — в зале Рёкоин при буддийском храме Дайтоку-дзи в Киото, и третья — в музее искусств Фудзита в Осака.
Собственно эффект Яобянь — это множество кружков неправильной формы на черном фоне, сами кружки — желтые, а по краям из них исходит ослепительное сияние, напоминающее радугу, в котором преобладает синий цвет, отсюда эффект и получил свое название. Сияющие кружки расположены преимущественно на внутренних стенках пиал и переливаются при движении взгляда. Именно наличие таких сияющих кружков является критерием определения Яобянь. Как же они формируются? При обжиге, в момент, когда на черной глазури появляется узор в виде «масляных капель» (Юди), трехвалентное железо (которое содержится в составе Fe2O3) быстро превращается в двухвалентное (содержится в составе FeO), являющееся сильным растворителем. Перед тем как простое железо восстановиться из FeO, оно может успеть очень быстро «вплавиться» в глазурь, из-за чего узор в виде кружков исчезает. Однако до того как кружки исчезнут, вокруг них по краям может образоваться очень тонкая пленка, которая под освещением как раз и дает эффект переливающихся цветов. Если глазурь в таком состоянии успеет вовремя затвердеть, то есть вероятность получить пиалу Яобянь, в противном случае узор полностью исчезает и получается просто пиала с черной глазурью. Вероятность того, что затвердевание в печи произойдет именно в нужный момент, стремится к нулю, это одна из причин того, почему пиалы Яобянь стали национальным достоянием.
Примечание 1. Ма Вэйду (кит. 马未都, пиньинь Mǎ Wèidū) — китайский коллекционер, культуролог, писатель, основатель и директор музея Гуаньфу.
Тухао
Есть две теории происхождения названия «Тухао» (кит. 兔毫, пиньинь Tùháo), что дословно значит «Заячья шерсть». Согласно первой теории, узор так называется из-за похожести на шерсть зайцев, вторая же теория гласит, что узор сравнивается с кистью для письма из заячьей шерсти. В любом случае критерий для определения Тухао дал еще Хуэй Цзун, один из императоров эпохи Сун, в своем «Трактате о чае» (кит. 大观茶论, пиньинь Dàguān Chá Lùn): «Цвет хороших пиал — иссиня-черный, а сверкающие нити на них — протяженные». Иными словами, «заячьи шерстинки» должны как-бы «свисать» с краев до основания пиалы, заполняя все пространство на стенках. Кроме того, в зависимости от цвета глазури у пиал Тухао выделяют такие разновидности, как «Коричневые Тухао», «Золотые Тухао», «Серебряные Тухао» и «Синие Тухао». В процессе обжига при высокой температуре в результате горения сосновых дров образуется большое количество монооксида углерода (СО, угарного газа), который действует как восстановитель при обжиге — он вступает в сложную окислительно-восстановительную реакцию с оксидом железа(III) (Fe2O3), содержащимся в составе глазури (3СО + Fe2O3 ═ 2Fe + 3СО2). В результате выделяется простое железо, которое затем попадает внутрь глазури на пузырьках, возникающих на поверхности глазури в результате ее кипения. Затем железо вслед за расплавленной глазурью стекает по стенкам пиалы, формируя характерный нитеобразный узор.
Так как глазурь стекает по стенкам пиалы, она может формировать участки неодинаковой толщины. «Заячьи шерстинки» сконцентрированы у краев пиалы, постепенно становясь реже и незаметнее по направлению ко дну. Поэтому говорят, что они напоминают водоросли, которые хорошо видны на поверхности воды, но с трудом различимы в глубине.
На фото: Часть пиалы Тухао (эпоха Сун).
В ходе описанной выше трансформации на короткое время может образоваться закись железа (FeO), что может привести к возникновению серебряных или синих Тухао. Это обусловлено соотношением двухвалентного железа (содержится в составе FeO) и трехвалентного железа (содержится в составе Fe2O3) в ходе восстановительного обжига, и это необходимое соотношение сохраняется крайне непродолжительное время. Если содержание трехвалентного железа окажется хотя бы немного выше требуемого, серебряные Тухао сразу посереют, узор будет смотреться грязным, при этом вероятность получения синих Тухао еще меньше.
Поэтому в независимости от того, выбираете ли вы новую пиалу Цзяньчжань или древнюю, признак Тухао высокого качества — тонкие, длинные, четкие «шерстинки», плотно и равномерно расположенные по внутренней и внешней стенкам пиалы от краев до основания. В случае качественных серебряных Тухао «шерстинки» должны быть белоснежного цвета и блестеть, а золотые и синие Тухао должны давать золотой и синий блеск, соответственно. Кроме того, стоит обратить внимание на то, чтобы на краях пиалы глазурь была нанесена более тонким слоем.
У обеих пиал на фото тонкие и длинные «заячьи шерстинки», но у левой пиалы они равномерно распределены по всей поверхности — пиалы такого уровня мастерства обычно хранятся в музеях. У правой же пиалы «шерстинки» тоньше, длиннее и прямее, на поверхности глазури уже заметен эффект «сияния жемчуга в ракушке», а «шерстинки» около краев уже исчезли.
Левая пиала на фото — пример Серебрянного Тухао, а правая — Синего Тухао. Края и внешняя сторона левой пиалы в процессе обжига склеились с тиглем, правая же пиала получилась с дефектом на краях ввиду того, что в ее составе присутствовало серебро.
Левая пиала на фото имеет форму «Лянькоу, из-за чего напоминает буддийскую чашу для подаяний, чаще всего такие пиалы использовались в буддийских монастырях. На внутренних стенках проступает серо- серебристый слой из окислившихся металлов, что дает богатый цвет, которым глаз не пресыщается, а также тонкий протяженный отчетливый узор. У правой пиалы цвет переходит от красно-коричневого на внешней стороне к золотистому посередине и синему на внутренней стороне, отчего пиалу называют «трехцветной»
На фото изображены две пиалы Тухао, слева — пиала, обожженная в современной электрической печи, а справа — пиала, обожженная в дровяной печи. Узор на глазури пиалы из электропечи более контролируем, серебристые «шерстинки» — длинные и тонкие, дают небольшое синее сияние, но на краях достаточно отчетливо проступает красный оттенок, являющийся результатом процессов окисления. Что касается дровяной печи, то в одной такой печи можно за один обжиг получить глазурь различных цветов. Применение дровяных печей позволяет создавать поистине прекрасные пиалы Тухао, такие как пиала на фото справа; встречаются подобные пиалы крайне редко.
Фото 1. Пример эффекта «сияния жемчуга в ракушке» в результате скопления глазури. Пиала была найдена на руинах старинного гончарного поселения.
Фото 2. Капля глазури на пиале Тухао.
Фото 3. Эффект под названием «Летящая глазурь» (кит. 飞釉, пиньинь Fēiyòu). Возникает в результате использования слишком сухой глины для заготовки или же ввиду наличия неровностей на ее поверхности, что заставляет глазурь «стягиваться» в такой узор в процессе обжига. Обычно считается дефектом, но тем не менее представляет интерес с эстетической точки зрения.
Фото 4. Кристаллический узор на пиале «Золотые Тухао».
Фото 5. Кристаллический узор на пиале «Серебряные Тухао».
Фото 6, 7, 8. Кристаллический узор пиалы Тухао под увеличительным стеклом (увеличение в 60 раз).
На фото: Осколок пиалы Юди (эпоха Сун).
Коллекционер: Чжоу Цзяньпин (кит. 周建平, пиньинь Zhōu Jiànpíng).
Юди / Чжэгубань
Слово «Юди» (кит. 油滴, пиньинь Yóudī, дословно «Масляные капли») пришло из Японии, из-за чего многие исследователи предпочитают использовать вместо него изначальное китайское название эпохи Сун — Чжэгубань (кит. 鹧鸪斑, пиньинь Zhègūbān, дословно «Турачовые пятнышки», то есть пятнышки как у птицы турач), оба слова обозначают один и тот же узор глазури. Тем не менее, относительно точного определения термина «Чжэгубань» нет единой точки зрения: одни ученые считают, что «турачовые пятнышки» — это и есть тот узор, который мы сегодня называем «Юди» или «масляными каплями»; другие полагают, что только узор в виде черного фона и белых кружков можно считать настоящим Чжэгубань. В этой статье мы будем придерживаться наиболее распространенного среди экспертов подхода к обозначению данного вида глазури, и будем обозначать пятнистый узор, возникающий в результате применения «технологии ряски» (см. ниже), как «масляные капли» (Юди), а не как «турачовые пятнышки».У крупных «масляных капель» диаметр может достигать 3–4 мм, а маленькие обычно не больше острия иглы, при этом капли бывают золотого или серебристого цвета. Согласно объяснению мастера Ли Да, механизм возникновения «масляных капель» на пиалах в стиле Цзяньчжань можно обозначить как «технология ряски» (кит. 浮萍机理, пиньинь Fúpíng Jīlǐ), в противоположность «технологии пузырьков», применяемой при создании пиал Юди в другом стиле — стиле Хуабэй (кит. 华北, пиньинь Huáběi, дословно «Северокитайский стиль»). «Технологию ряски» можно упрощенно описать следующим образом: при приближении к температуре около 1300 °C окись железа распадается на простое железо и кислород, и пузырьки кислорода непрерывно вылетают из кипящей глазури и собираются вокруг «плавающего» в глазури простого железа. Этот процесс напоминает растение ряска, которое подобным образом плавает на поверхности воды. Когда 3–5 таких «листьев ряски» сталкиваются, они собираются в один большой кластер, что и создает узор Юди, однако под микроскопом можно увидеть, что отдельные «листья ряски» находятся близко друг от друга, но не сливаются, между ними различимо некоторое расстояние.
Если дальше увеличивать температуру примерно на 10 °C, то узор Юди распадается, глазурь повторно расплавляется и, стекая в виде длинных «нитей», образует уже другой узор — Тухао. При выборе пиалы Юди стоит обратить внимание на следующее. У пиал Юди лучшего качества «масляные капли» должны быть круглой или яйцевидной формы, должны быть равномерно и плотно распределены по внешней и внутренней стенкам пиалы, цвета они должны быть серебристо-белого, а также должны сиять. На некоторых пиалах также может возникать естественный эффект радужного семицветного сияния, называемый «Сияние жемчуга в ракушке», (кит. 蛤蜊光, пиньинь Gélí Guāng, дословно «Моллюсковое сияние») из-за схожести с эффектом сияния жемчуга в раковинах моллюсков. Современные пиалы также подразделяются на несколько видов: Синие Юди, Разноцветные Юди и Золотые Юди, и при выборе пиал данных видов стоит обращать внимание на интенсивность и выраженность соответствующего цвета. Также отметим, что в настоящей статье не рассматриваются пиалы, при обжиге которых использовались химические глазури.
Обе изображенные пиалы являются прекрасными образцами пиал Юди формы «Лянькоу». Для изготовления пиалы на левом фото использовалась толстая глина, «масляные капли» различимы лишь местами. На правом фото изображена современная пиала Юди, обожженная в дровяной печи.
Слева — современная пиала Юди, обожженная в дровяной печи, узор из «масляных капель» выглядит очень естественно, натурально. Справа — пиала Юди из электрической печи, узор на глазури у таких пиал проще контролировать, но настолько прекрасные экземпляры встречаются крайне редко.
Обе эти пиалы Юди были обожжены в электрической печи, у левой пиалы цвет глазури ближе к синему, а узор в виде «масляных пятен» немного размытый; у правой же пиалы «масляные капли» более круглые и отчетливые, а под воздействием заваренного в пиале чая со временем у нее может проявится красивый эффект радужного семицветного сияния.
На левом фото — пиала «Золотые Юди»; поверхность глазури у пиалы на правом фото обладает насыщенным блеском.
Часть пиалы Юди. На некоторых «масляных каплях» заметно радужное семицветное сияние (похоже на сияние у пиал Яобянь).
Фото 1. На темном фоне глазури распределено бесчисленное количество маленьких пятен серебристого цвета, дающих металлический блеск.
Фото 2. Кристаллический узор на пиале Юди из электрической печи.
Фото 3. Кристаллический узор на пиале Юди из электрической печи.
Фото 4. Кристаллический узор на пиале Юди из дровяной печи.
Часть пиалы Цзяньчжань с глазурью Шихун (эпоха Сун).
- Комментарии
- Вконтакте